2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
Я.А. Коменский – высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом», т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.
К. Д. Ушинский – XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.
П. С. Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. П. С. Лесгафт уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол-урока, а в средних – треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.
В. Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.
Подвижную игру В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх – до спортивной игры.
А. С. Макаренко. По его мнению, игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.
Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.
Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.
Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
При подборе игры продумываются следующие вопросы:
1) цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;
2) какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
3) посильна ли она для учащихся;
4) все ли учащиеся будут в ней участвовать;
5) что даст игра каждому ребенку.
6) Подведение итогов должно быть простым и четким.
Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.
У детей 9-10 лет (3-4) классы, заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость, выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.
В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.
Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).
Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.
Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры. В играх ярче
Проведение подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит учителю.
Организуя обучение, учитель должен стремиться:
1. воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
2. содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.
Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.
Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию отсутствия инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию ведущего, места проведения, по элементам разметки пространства, по общему сюжету и т.д.
Индивидуальные , одиночные подвижные игры создаются, организуются и ведутся одним ребенком. В этом случае ребенок может сам определять смысл и содержание игры, временные правила для самого себя, которые может видоизменять по ходу игры, ради более эффективного достижения цели, обусловленной собственным смыслом игровых действий. Такие игры носят преимущественно сюжетный характер, с распределением ролей в соответствии с сюжетом и часто применяются педагогами для расширения психологических задач, включая реабилитационные. В этой связи такие игры носят название ролевых.
Коллективные подвижные игры называются так по признаку одновременного участия в игре определенного количества играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.
Некомандные игры проводятся с водящим и без водящего участника. По функциональному признаку для некомандных игр без водящих характерно индивидуальное соперничество играющих за свое, обусловленное правилами место на игровой площадке или в построении играющих, а также индивидуальное проявление соблюдения порядка в коллективных действиях. Особенностью некомандных игр с водящим является по ролевым функциям игроков противоборство с водящими и противодействие игроков одной команды водящим из другой путем взаимодействия с партнерами по команде или при их поддержке и непосредственной физической помощи.
Командные игры подразделяются на игры, в ходе которых участники в соответствии с содержанием игры и правилами не вступают в физический контакт с соперником, и на игры с наличием физического противоборствующего контакта игроков-соперников в процессе игровых действий.
В играх без физического контакта соперников по функциональному признаку игроков наличествует: проявление единоборства за свою команду; проявление борьбы за свою команду путем взаимоподдержки и физической взаимопомощи игроков одной команды. Подвижные игры с контактным взаимодействием игроков противоборствующих команд по функциям играющих подразделяются: на индивидуальное единоборство за свою команду; борьбу за интересы своей команды, но при совокупности всех единоборных действий, поддержке партнеров по команде и их физической помощи.
Ряд командных игр имеют ярко выраженный предспортивный, или полуспортивный характер, в содержание которых вносятся простые элементы, приемы определенных спортивных игр, не требующие специально направленной технической подготовки и подготовленности игроков. Эти игры характерны распределением среди участвующих игровых функций, амплуа. Полуспортивные игры проводятся по специальным правилам и стимулируют игроков на проявления элементарной технической и физической подготовленности.
Некомандные и командные подвижные игры характеризуются рядом обобщенных для этих групп игр типичных двигательных действий:
Выполнением ритмических движений - проявлением творчества, а также подражания животным в их специфических движениях;
Перебежками на короткие дистанции с проявлением скорости перемещения и ловкости;
Скоростного действия выраженно координированного характера с различными инвентарными предметами;
Прыжками, связанными с преодолением препятствий, силовым сопротивлением;
Проявлением ранее сформированных двигательных навыков, основанных на умении ориентироваться в пространстве, улавливании и различении звуков и наблюдательности.
Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.
В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например жанра сказки. В этом случае от преподавателя требуется проявление элементарной музыкальной подготовленности, по возможности - привлечения к созданию игровой двигательной композиции специалистов - музыкантов. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности. Причем этот фон может быть или нейтральным по характеру, или определять темпо-ритмовую картину развития игры. Во всех вариантах применения музыки в процессе подвижной игры от преподавателя требуется проявление профессионального творчества и желание доставить детям эстетическое наслаждение.
Подвижные игры с физическим контактом с соперником подразделяются на игры, где контакт носит опосредованный характер, например в перетягивании каната, или случайный, который трудно избежать, не нарушая содержание игры и ее сущность. При подборе игр или при спонтанном определении их содержания рекомендуется избегать игр с потенциально травмоопасным содержанием, где целенаправленный физический контакт играющих может привести к нежелательным и опасным последствиям для их здоровья.
Подвижная игра как средство развития
речи дошкольника
«Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Георг Гегель
Проблема владения языком издавна привлекала внимание разных исследователей и педагогов.
Речь – одна из важных линий всестороннего полноценного развития ребенка. Она тесно связана с его интеллектуальным развитием. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Наша речь очень сложна и разнообразна, поэтому развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Общение является ведущим средством развития речи, оно осуществляется в различных видах деятельности: учебная, бытовая, трудовая, игровая.
Я работаю с коллективом детей старшей разновозрастной группы (4-6 лет).
Уровень речевого развития дошкольников – недостаточный.
В своей работе большое внимание уделяю развитию речи дошкольников посредством подвижной игры со словарным сопровождением.
Тема моего выступления: «Подвижная игра как средство развития речи дошкольника»
По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Игра - эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, является эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности. Как любая творческая деятельность, игра, приносит радость детям, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.
Особое внимание хочется уделить подвижным играм со словарным сопровождением. Эти игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.
Игры со словом для детей являются не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
В подвижных играх включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, я сама четко и выразительно прочитываю относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст стиха и во время игры проговаривают его сами.
В ходе проведения игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми стихотворений, потешек, словесного сопровождения подвижных игр.
Каждая игра имеет свои правила.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Подвожу детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или иной игры товарищам, с ней еще незнакомым. Иногда предлагаю всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям я придаю большое значение.
В своей работе использую методическую литературу, интернет – ресурсы. А также готовые разработки подвижных игр «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» автор: Бизикова О.А. с текстами, например: «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др., с разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»; хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка».
Мною сделана подборка подвижных игр со словесным сопровождением и составлен годовой план изучения подвижных игр. Каждый месяц с детьми разучиваем новую подвижную игру.
Предлагаю вашему вниманию видеозапись подвижной игры «У медведя во бору…», «Море волнуется».
Считаю, что такая форма речевого развития дошкольников как подвижная игра со словесным сопровождением побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. У детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь.
Использование подвижных игр со словесным сопровождением может дать позитивную динамику речевого развития.
Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве
со стороны взрослых способна творить чудеса.
Играя – развиваем – обучаем - воспитываем
Ермолина Надежда Леонидовна
Должность:
воспитатель детского сада
Учебное заведение:
МБДОУ № 172 детский сад " Радуга"
Населённый пункт:
город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала:
Публикация статьи (Методическая разработка)
Тема:
"Подвижная игра, как средство всестороннего развития личности ребенка"
Дата публикации:
10.03.2018
Раздел:
дошкольное образование
Консультация для родителей на тему : «Подвижная игра как средство
всестороннего развития личности ребенка»
Описание материала: Данная консультация для родителей поможет полно
разъяснить о важности подвижных игр способствующим как развитию
физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм,
правил поведения, этических ценностей общества. Консультация для
родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития
личности ребенка» Подвижная игра - незаменимое средство пополнения
ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития
мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых
качеств. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в
физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого
народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным
институтом, способствующим как развитию физических и умственных
способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения,
этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий
развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий
мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются
социальные качества. Являясь важным средством физического воспитания,
подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на
организм ребенка. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на
психическую деятельность. Велика роль подвижной игры в умственном
воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами,
овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в
изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе
игры активизируются память, представления, развиваются мышление,
воображение, увеличивается словарный запас, обогащается речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их
формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется
честность, дисциплинированность, справедливость. Умелое, вдумчивое
руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной
творческой личности.В подвижных играх совершенствуется эстетическое
восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них
развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые
атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,
совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей
трудовой деятельности. Источником подвижных игр с правилами являются
народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность,
простота и занимательность. Подвижные игры делят на элементарные и
сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные,
игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо
зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни.
игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет
ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения,
определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры.
Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры
преимущественно коллективные.Игры этого вида используются во всех
возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета,
образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей,
взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры
связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от
детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в
пространстве. К сложным играм относятся спортивные игры (городки,
бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В
дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по
упрощенным правилам. Подвижные игры различаются и по их
двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По
степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий,
различают игры большой, средней и малой подвижности. Истоки подвижных
игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет
понять их воспитательное значение. Игра была спутником человека с
незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют
сходство и огромное многообразие. Е. А. Покровский утверждал, что игры во
все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли
собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни
народа. Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что назначение
древних игр - не развлекательное, а практическое. Действиями игры и
словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в
предстоящих работах. Глубокий анализ педагогической и психологической
литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б.
Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении
игры тесно связан с характером воспитания подрастающихпоколений в
обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».
Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях
русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей
к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный
труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа писал, что во
всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы
прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Орудия
зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.
Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для
упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за
играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с
полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития
органов движения, органов чувств - особенно зрения, а в то же время и для
развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. Воспитательная и
художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего
времени. В педагогической истории России подвижным играм придавалось
большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания.
Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов
Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них
подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности,
отвечающей возрастным потребностям ребенка. Основатель российской
системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре
большое место. Он указывал на наличие в подвижной игре определенной
утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр
развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует
его тело. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его
последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным). В.В.
Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования
личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной
направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре.
Серьезные требования В.В. Гориневский предъявлял воспитательной
ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя
эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку,
точного соблюдения правил игры. Значительную роль в результативности
игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка,
правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при
необходимости педагог успешно может подключиться к игре. В создание
теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и
психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались
Д.Б.Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и
др. В разработке содержания, организации и методики подвижных
игрважную роль сыграли работы А.И.Быковой, М.М.Конторович,
Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и
другими (9). Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном
возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо
создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку,
правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны.
Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку,
скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено
достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату
горки и т.д., играть в прятки, догонялки. В играх детей старше полутора лет
можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель
вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них
интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах
наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные
игры типа «ловишек», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре
главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать
и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться
простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит
от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений.
Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее
активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. При
обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные
возможности сюжетного рассказа. Проводя игру, необходимо постоянно
напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные
атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля. Для
детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его
движениям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает
доброжелательность, формирует честность, справедливость, обращает
внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими,
красивыми, уверенными. Дети должны учиться ориентироваться в
пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески
решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми
задачи для самостоятельного решения. При умелом руководстве воспитателя
подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они
придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые
задания. Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство
пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире,
развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-
волевых качеств. У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и
очень важно использовать подвижную игру не только для
совершенствованиядвигательных навыков, но и для воспитания всех сторон
личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр
способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает
воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим
самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом,
способствующим развитию физических, умственных способностей,
освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей
общества, совершенствуется эстетическое восприятие мира и готовят ребенка
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, Прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг Другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие Мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной Речью.
Степаненкова 193
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
ТЕОРИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнеоб-щинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх 1 .
Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.
Справедливо также мнение Н.С.Воловик о том, что назначение древних игр - не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический риту-
1 См. подробнее в кн.: Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. 194
ал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эль-конин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.
Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.
Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.
В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.
Например, А.Н.Рейнсон-Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера очень редко можно встретить. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелким узором, даже окрашивают их.
Здесь следует согласиться с предположениями Д.Б.Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и тому подобные орудия являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, и взрослые научают их этому.
Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переходят на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т.д. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой происходит упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Во-вторых, осуществляя действие с уменьшенными орудиями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, которое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.
Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов.
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Филитисом. Он считал, что еще не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс-Мут-сом, Лацарусом и Шаллером. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Н.Филитис отмечает, что Гутс-Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детской игре: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребенка. Если мы часто наблюдаем, что взрослый играет после работы, то, с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, полные сил, не нуждаясь ни в каком отдыхе.
Нельзя не согласиться с Н.Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Опять присмотримся к играм детей, которые могут без перерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил возможность свободно передвигаться, тотчас же принимается за игру. В этих случаях следует отметить, что ребенок упражняет игрою накопленные силы. Можно согласиться с Н.Филитисом, что эта теория недостаточно полно объясняет происхождение игры.
Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств - особенно зрения, - а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, частой мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и Центральное место... Гросс справедливо характеризует свою теорию игры как темологическую.
Следует рассмотреть также размышления о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего нужно помнить, что игра - явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; Играют не только люди, но и животные. Молодые животные - щен-
ки, котята, медвежата - так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям.
П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Человек - сложный организм, состоящий из многих органов со своеобразными отправлениями. Каждый орган требует соответственной деятельности. Неудовлетворение этого требования влечет за собой расстройство и разрушение всего организма. Естественные запросы деятельности человека просты и удовлетворяются сравнительно легко, но социально-культурные потребности сложны и удовлетворяются с трудом. Так, например, органический запрос на пищу и питье, а вместе с тем и на деятельность сравнительно невелик и оставляет неизрасходованными много сил. Однако социально-культурные потребности по отношению к тем же предметам весьма значительны и требуют от человека изнуряющего труда, не оставляя ему ни времени, ни энергии для приятной деятельности.
Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе^ природе. Самое удовлетворение органических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. До совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т.е. непосредственно приятной деятельности.
Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной дви-
гательной деятельности развивается инициатива, воспитываются Нравственные качества ребенка.
П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они - закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.
П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» .
По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В.Гориневским, Е.А.Аркиным).
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личностгрребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. : Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В.Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал Целесообразным введение в игры элементов соревнования, до-
ступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В.Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.
Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:
1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.
2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).
4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и др.
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А И. Быковой, М.М.Конторо-вич, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др.
Исследования, проведенные Л.М.Коровиной, установили эффективность использования подвижной игры для ребенка пяти лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В.Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обу-
чение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я.Степаненковой. О формировании самоорганизации у дошкольников в подвижной игре и целесообразности развития основных движений в подвижных играх у детей младшего возраста сообщают Н.В.Полтавцева и Е.А.Тимофеева. Подвижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е. А. Сагайдачная, Т. С.Яковлева, М. А. Рунова и др.).
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры щ бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
; В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).
I Для маленьких детей используют игры-забавы
(«Ладушки», «Коза
рогатая» и др.).
Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э.И.Адаш-кявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.
МДОУ «РОМАШКА»
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Подготовила и провела
инструктор по ф/к
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это не удивительно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из важнейших задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе , подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду : дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Теория подвижной игры
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога .
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
Объяснение правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил .
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.
Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.
Развитие двигательного творчества в подвижной игре у дошкольников
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.
Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. У них великолепно развито воображение, они могут «летать» как воробушки, «порхать» как бабочки и т. д. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность.
Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского двигательного творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по картинам, по материалам знакомых художественных произведений.
Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
Методика проведения творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль.
В развитии творческой деятельности малышей важную роль играет искусство руководства ею педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей. При проведении игры, внесением вариантов её воспитатель постепенно привлекает детей к творческим поискам. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т. д.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются двигательные задачи. В развитии творческой активности детей среднего возраста перед педагогом стоит сложная задача: создать атмосферу радости, воодушевления. Важно помогать ему, накапливать опыт в самых разных видах деятельности , повышать интерес к окружающему. Дети отчётливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребёнка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делают попытку придумывать варианты игр, придумывают сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием.. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.
К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя владения соответствующей методикой. Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх.
Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.
Творческие подвижные игры – это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.
Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.
Выявление сформированности творческих способов действий целесообразно проводить по следующим направлениям:
1. Отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.
2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.
3. Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.